«В 2026 году тенденция сокращения налоговых доходов РФ усилится…»
Михаил Делягин

В Соединенных Штатах — чрезвычайное положение. Его ввел своим указом президент Дональд Трамп из-за «угрозы национальной безопасности», которая якобы исходит от Кубы.
Чем же Остров Свободы, который в 86 раз меньше США по площади и в 28 — по численности населения и к тому же на протяжении более чем 65 лет подвергается жесткой экономической блокаде, может угрожать стране-сверхдержаве?
Трамп в своем указе обоснование этому утверждению нашел. По его мнению, кубинские власти сотрудничают с «многочисленными враждебными странами», а также «транснациональными террористическими группировками и злонамеренными субъектами, враждебно настроенными по отношению к Соединенным Штатам».
К «опасным противникам», с которыми Гавана взаимодействует, американский лидер относит Россию, Китай, Иран, ХАМАС и «Хезболлу».
Ледовое шоу Дональда Трампа: в Вашингтоне оказались не готовы отдать за Гренландию Украину
Александр Храмчихин: Захват острова или его покупка одинаково бессмысленны и с военной, и с экономической точки зрения
Кроме того, Куба, как утверждается в документе, «оказывает помощь в сфере обороны, разведки и безопасности противникам в Западном полушарии, пытаясь помешать Соединенным Штатам и международным организациям вводить санкции, направленные на обеспечение стабильности в регионе, соблюдение принципа верховенства права и защиту национальной безопасности и внешней политики США».
Замечательная трактовка: санкции, в понимании Трампа, это гарантия стабильности, и нужны они якобы для соблюдения принципа верховенства права. Естественно, исключительно в интересах самих Соединенных Штатов.
Для решения проблемы чрезвычайного положения Трамп, опять же, предложил ввести дополнительные, «адвалорные», как он их назвал, пошлины в отношении любой страны, которая осуществляет прямые или косвенные поставки нефти на Кубу. Фактически это налог, который взимается как определенный процент от стоимости товара, пересекающего таможенную границу.
Правда решение о вводе тарифов, как сказано в указе, может быть пересмотрено, если Куба или страны, затронутые пошлинами, приведут свою политику в соответствие с внешнеполитическими интересами США.
Трамп также опроверг предположение о том, что его цель — задушить Кубу экономическими мерами, включая запрет на поставки нефти из Венесуэлы.
«Не знаю. Слово „задушить“ звучит очень жестко… Нет, я не пытаюсь этого сделать, но похоже, что эта страна просто не сможет выжить», — сказал Трамп в беседе с журналистами.
Ранее глава Белого дома заявлял, что Куба находится на грани коллапса, поскольку раньше она «получала деньги и нефть из Венесуэлы, но теперь лишилась всего этого».
Financial Times со ссылкой на данные аналитической компании Kpler пишет, что запасы нефти на Кубе иссякнут в ближайшие пару-тройку недель, а объемы собственной добычи не покрывают текущий уровень потребления.
При этом, если верить госсекретарю США Марко Рубио, уполномоченный президент Венесуэлы Делси Родригес дала обещание полностью прекратить поставки нефти на Остров Свободы. Мексика также находится под давлением США — в этом году она смогла поставить Гаване только одну партию топлива в 84,9 тыс. баррелей 9 января. Российскую нефть, по данным издания, Куба получила еще в октябре 2025-го, а из Алжира — почти год назад.
Все это действительно ставит страну в очень сложное положение. Но в чем тут угроза для США?
Прокомментировать ситуацию «СП» попросила политолога, экс-советника первого главы ДНР Александра Захарченко, сопредседателя Клуба народного единства Александра Казакова:
— Скажу так: угроза со стороны Кубы существует. Но это угроза не военная и не экономическая. Это политическая угроза.
Геополитически замысел Трампа — это создание своего, большого личного региона в Западном полушарии, где Соединенные Штаты должны абсолютно доминировать. Об этом говорится в новой Стратегии национальной безопасности США, опубликованной в конце прошлого года на сайте Белого дома.
При этом там прямо указывается, что есть некоторые страны в Центральной и Латинской Америке, которые связаны с игроками вне Западного полушария слишком длительное время, и эта связь политическая, а не только экономическая.
Понятно, что речь, прежде всего, о Кубе, Венесуэле и Никарагуа. И это связи с Россией и Китаем.
То есть Куба, Венесуэла и Никарагуа являются своего рода барьером для реализации Трампом его замысла.
Теперь он считает, что с Венесуэлой вопрос решен. Хотя на самом деле это не так. Потом Дональд Фредович, кажется, забывает, что после всего этого он упрется лбом в Бразилию — но это отдельный вопрос.
«СП»: Похоже, что после похищения Мадуро Трамп вообще себя возомнил властелином мира…
— Нет, не мира. Он скромно себя считает властелином Западного полушария. По большому счету, он считает, что для Северной, Центральной и Южной Америки центром управления должен быть Вашингтон. Он даже провозгласил себя внешним президентом Венесуэлы.
Но это не так, кстати. Пока он там ничего не добился.
Куба — тем более крепкий орешек. Она столько лет под жёсткими санкциями находится. При этом кубинский народ, мало того, что не прогнулся под американские требования, так еще и организовал в свое время существенные каналы помощи из СССР.
Вашингтон против Тегерана: когда начнется «война через 48 часов»
Стороны максимально взвинтили ставки и оказались заложниками грозных заявлений
А теперь из России и Китая, который присутствует на острове очень существенно.
Поэтому в качестве символа непокоренности, с политической точки зрения Куба для Трампа — угроза, конечно. Тут он не обманывает. Вопрос, что он делать будет?
«СП»: А вы что думаете на этот счет?
— Думаю, первое, что он готов сделать, это оказать экономическое давление, большее, чем было до этого. Потому и перекрыл поставки венесуэльской нефти на Кубу.
Но Венесуэла не единственная страна, которая нефть производит. И я не исключаю ситуации, что туда может пройти российский танкер. Только не «теневого флота», а российское судно, под российским флагом. Придет и заправит Кубу нефтью. Тем более что пока никаких морских блокад не объявлено.
Китай может сделать то же самое через посредников. Скажем, оплатить нефть для Кубы какой-нибудь страны из Залива. Но главное, чтобы это было официальное судно, а не судно под флагом Гаяны, Каймановых островов или чего-нибудь еще.
То есть перекрытие венесуэльской нефти — это преодолимое для Кубы препятствие. Могут еще попытаться обрушить кубинские деньги, но там, на самом деле, рушить уже нечего. А других рычагов экономически воздействовать на Кубу как бы и нет больше. Не устроит же Трамп продовольственную блокаду. Это будет, во-первых, объявлением войны. Во-вторых, для Трампа несмотря на то, что международное право он отменил, вопрос престижа Североамериканских штатов — не последний.
«СП»: При этом он грозится ввести пошлины на товары стран, которые будут поставлять нефть на Кубу.
— Пошлины, тарифы — это его конёк. Трамп, как известно, и против Индии вводил пошлины из-за того, что она покупает российскую нефть. Он и дальше будет этим заниматься. Но в этом и есть отличие экономической войны от горячей, что на каждый ход оппонента всегда находится контрход.
«СП»: То есть американский десант в заливе Свиней больше не ожидается?
— Как мне представляется, десантов США не будет нигде, кроме территорий, куда они могут высадиться без сопротивления. А Куба сопротивляться будет. Кстати, ни в Иране, ни в Венесуэле американские солдаты не присутствуют именно потому, что у Трампа нет политического коридора для того, чтобы военнослужащие США несли там потери. Для него это неприемлемо.